??Я умею держать паузу...?

автор Лариса ДРАЧ ?30 января 2009

Когда я позвонила актрисе театра юного зрителя, заслуженной артистке России ?рине Капраловой, чтобы договориться об интервью по поводу её юбилея, ?рина Степановна долго отнекивалась, не называя конкретной причины. А потом вдруг призналась: ?Мне просто неудобно: какой смысл писать об актрисе, которая больше не играет??

? Как не играете? Вы ушли из ТЮЗа? Когда? Куда? ? недоумеваю я.

? Нет, по-прежнему числюсь в труппе, но вот уже два года я абсолютно не занята в репертуаре. Нельзя же всерьёз считать занятостью роль графини Вишенки в спектакле ?Чиполлино?. Ближайший мой спектакль через месяц, а до того дня я совершенно свободна, ? ответила актриса.

С ?риной Степановной мы всё-таки встретились: простой-простоем, а юбилей, как говорится, по расписанию. Да и ?не по-королевски? как-то (вот она на снимке ? в роли Королевы в спектакле ?Кольца Альманзора?) лишать себя и поклонников своего таланта такого замечательного праздника из-за каких-то текущих недоразумений. В том, что ситуация со ?сценическим простоем? заслуженной артистки России прояснится в самое ближайшее время, я абсолютно уверена. Ведь ещё совсем недавно многие зрители в ТЮЗ ходили ?на Капралову?, обязательно уточняя в кассе при покупке билетов, она ли играет сегодня, а если в спектакле была занята другая актриса, говорили: ?Ладно, в другой раз посмотрим?.

Пришедший два года назад в театр новый художественный руководитель Роман Мархолиа СВОЕЙ актрисы в заслуженной артистке России ?рине Капраловой не увидел, в результате ? полное отсутствие ролей на протяжении последних двух лет. ?рина Степановна сетует, что Роман Михайлович как-то обмолвился, дескать, хорошая актриса Капралова, ?жаль только не поющая?. Это она-то, за два года в музыкально-драматическом театре отыгравшая тринадцать спектаклей ? не поющая? Это она, на протяжении пяти лет сочиняющая для своей любимой новогодней роли Бабы Яги новые песни, мгновенно становящиеся в театральном закулисье шлягерами ? не поющая?! Это она, выводящая рулады ?без фанеры? и одновременно лихо отплясывающая в ?Вечере русских водевилей? ? не поющая?! Очевидно, я ничего в этом премудром театральном деле не понимаю, если Капралова ? ?не поющая?.

...Родилась и выросла ?рина в Днепропетровске. Профессии её родителей были далеки от артистического мира ? отец слесарил на заводе, мама, как говорили в то время, ?сидела на конфетах? ? была продавцом. Однако дочь шести лет от роду отдали в балетную студию, где она и простояла у балетного станка вплоть до окончания восьмого класса, не мысля свою жизнь без па-де-де...

В хореографическое училище не прошла по конкурсу, но, поскольку бацилла сцены в крови уже обосновалась прочно, по окончании школы поступила на двухгодичные курсы при Киевском театре оперетты. В 1978 году в трудовой книжке ?рины появилась первая запись о том, что она принята актрисой в музыкально-драматический театр города Кривой Рог. (Забегая вперёд, замечу, что тут элементарный арифметический подсчёт преподносит ещё одну юбилейную дату: в прошлом году заслуженная артистка России ?рина Капралова отметила

30-летие творческой деятельности. Точнее, отметила БЫ, если бы на тот момент времени она была ?на виду и на слуху?).

...Актёрская жизнь как бы сама по себе предполагает охоту к перемене мест, и, поговори с иным провинциальным актёром, то в непродолжительной беседе с ним учебник географии вспомнишь от корки до корки. Но молодую актрису ?рину бог от актёрского ?бродяжничества? миловал: попробовав свои силы в Кривом Роге и Сургуте, она во время ?остепенилась? и отправилась получать высшее профессиональное образование в Ярославский театральный институт. Так ?рина Капралова стала ярославной.

Но вопреки мечтам и накопленному немалому актёрскому опыту (всё-таки по два года в каждом предыдущем театре отработала), жизнь не спешила расстелить ?рине под ноги ковровую дорожку. Куда не обращалась актриса с просьбой о приёме на работу ? всюду следовал отказ. Охватившее тогда состояние отчаяния, пожалуй, можно сравнить только с её сегодняшним ?безрольем?. Но, как говорила Фея из сказки про Золушку, ?очень вредно не ездить на бал, если ты этого заслуживаешь?. ?рина Капралова ? заслуживала, и вот вскоре ей предложили должность помощника режиссёра в театре юного зрителя.

? Пойдёшь, спросили меня? Пойду ли?! Да я к тому времени была готова хоть уборщицей устроиться, лишь бы работать в театре, да все ставки оказались на тот момент заняты. А тут ? помощник режиссёра, практически предел мечтаний! Конечно, я согласилась и три года простояла за пультом, ? вспоминает ?рина Степановна.

Актёрскую звезду ?рины Капраловой ?по-настоящему? зажёг пришедший в театр режиссёр Александр Сергеевич Кузин. ?менно он рассмотрел в помреже недюжинное актёрское дарование и дал, несмотря на весь её предшествующий сценический опыт, подлинную путёвку в актёрскую профессию.

? Мы тогда начали репетировать ?Золушку?, и вдруг Александр Сергеевич вызывает меня к себе в кабинет. Я в полной уверенности, что иду всего-навсего за рабочим экземпляром пьесы, захожу к нему и неожиданно слышу: как вы посмотрите на то, что мы переведём вас в актрисы? (Это называется, каков будет ваш положительный ответ...)

Это судьбоносное в жизни ?рины Капраловой событие произошло 1 апреля 1990 года. Такая вот удачная получилась первоапрельская шутка.

Потом было много удач и ошибок, отчаянных слёз за кулисами и счастливых после премьерной опустошённости под шквал зрительских аплодисментов, споров до хрипоты с режиссёром и десятки сыгранных ролей... ? всё то, что и составляет суть актёрской профессии. Сегодня о той счастливой поре напоминают лишь подписанные режиссёром Александром Кузиным премьерные программки спектаклей. На одной из них, к спектаклю ?Быть или не быть? Гиббсона, в котором героиня нашего сегодняшнего рассказа сыграла одну из главных ролей ? Анну, жену Шекспира, кузинской рукой выведено: ?Очень за тебя рад. Те редкие мгновения профессии, когда роль ? событие. Поздравляю тебя и надеюсь, что в театре родилась настоящая драматическая актриса...? К слову, за эту роль актриса была удостоена областной губернаторской премии имени Волкова за заслуги в развитии культуры и искусства.

Мы перебираем с ?риной Степановной кропотливо собранный ею за годы работы в театре архив ? пожелтевшие вырезки из газет, исписанные поздравлениями и разными добрыми словами коллег по актёрскому цеху программки спектаклей, фотографии... Вот Кузин после премьеры спектакля ?До третьих петухов? признаётся: ?С тобой легко работать?. В спектакле ?На дне? ?рина Капралова блестяще сыграла роль Насти, и эта её актёрская удача не осталась незамеченной внимательным и чутким режиссёром. Тут же ?ринин архив пополняется очередными словами благодарности ?за верный и самоотверженный труд?. ?ли вот ещё: ?То, что ты сотворила с этой ролью в театре, называется удачей. Побольше таких ролей?. Это Кузин написал после премьеры спектакля ?Ромео и Джульетта?, где ?рина Капралова сыграла роль Кормилицы. Эта роль по сей день её любимая, и изредка, когда уж совсем тоска подступит к горлу как удушье, актриса пересматривает записанный на диск спектакль, суфлерским шёпотом безошибочно подавая себе ?экранной? реплики. ?ли пишет стихи, пытаясь разобраться ?зачем же жизнь меня, как ту волну прибила к пустому берегу, где камни и песок??

...?рина Капралова из тех, кто наизусть выучил пожелание Булгакова ?никогда ничего не проси у сильных мира сего. Сами всё предложат и дадут?.

? Я умею держать паузу, ? призналась на прощание актриса.

Хорошо бы, чтобы эта пауза не затянулась слишком надолго.

Северный край

?

Репертуар

< Ноябрь >

Нет спектаклей